ОТЧЕТ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОРЛОВА Г.А. (Заслушан на заседании совета депутатов МО «Выборгский район 15.03.2011 г.)

Пт 18 Мар 2011

 

Добрый день!
            В соответствии со статьей 35 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области обязан отчитываться о своей работе перед депутатами.
На мой взгляд, открытая и публичная процедура отчета главы муниципального образования перед советом депутатов является законодательно закрепленной необходимостью повышения эффективности деятельности органов власти и повышения ответственности руководителей местной власти перед населением. 
            Базовый закон для всего местного самоуправления Российской Федерации вступил в силу в полном объеме с 1 января 2009 года. Фактически по этому закону мы прожили два года. Появился соответствующий опыт работы, выявились наиболее острые проблемы, ограничивающие органы местного самоуправления в наиболее эффективном управлении территорией, в решении вопросов местного значения или выполнении переданных государственных полномочий.
Должен отметить один существенный факт, оказывающий влияние на эффективность работы органов местного самоуправления. С момента принятия 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» было принято еще 48 законов, вносящих в него изменения. Менялись не только, как говорится, «правила игры», но и расширялась сфера нашей ответственности и нередко при одновременном законодательном сужении экономических и финансовых возможностей.
Накопленный опыт работы, в том числе и за истекший год, позволяет сделать несколько принципиальных выводов.
Первое. Эффективность работы органов местного самоуправления и их руководителей напрямую зависит от стабильности законодательства в этой области, в сфере бюджетных отношений и других областях. Иначе зачастую приходится муниципальные планы и проекты переделывать под изменившиеся обстоятельства, нередко масштабно меняя стратегические подходы к решению проблем и перестраивая налаженную работу.
Второе и не менее важное. Местное самоуправление на уровне городского поселения, сельского поселения или муниципального района может эффективно развиваться только при укреплении его финансовой основы. В первую очередь на федеральном, региональном и местном уровне не решена задача достижения соответствия между финансовыми потребностями муниципалитетов по решению вопросов местного значения и предоставленными им доходными источниками. Отсюда вытекает стратегическая и вполне практическая задача – формирование стабильной доходной базы местных бюджетов.
К слову сказать, один из способов пополнения доходной части бюджетов нами используется недостаточно. Речь идет об участии в реализации национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ и проектов. Назову две цифры: в прошедшем году реализовывались 16 федеральных и 30 региональных целевых программ. По каждой из них закладываются немалые средства, в том числе и для конкретных территорий, под конкретные объекты или мероприятия. Выборгский район в прошедшем году получил финансирование по 4-м федеральным программам, был заявлен в 10-ти областных, а получил фактическое финансирование из бюджета региона по 8-ми областным целевым программам. По одной из программ было запланировано выделение ни много, ни мало…21 тыс. рублей.
Всего по сведениям комитета финансов администрации МО «Выборгский район» участие в региональных целевых программах дало нам дополнительные 10 млн. 435 тыс.149 руб. из областного бюджета.
В то же время, активная работа руководства администраци района, а также местного политсовета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», дали другой, положительный результат: из средств, выделенных для Ленинградской области по федеральному проекту партии «Новые дороги городов России», Выборг получит дополнительно более 40 миллионов рублей. Которые будут направлены на капитальный и текущий ремонт дорог Выборга, а также на ремонт транспортных подъездов к многоквартирным домам и их внутридворовых территорий.
Этот пример свидетельствует о том, что мы должны использовать любую законную возможность для привлечения дополнительных средств на нужды района. Будь то федеральные и региональные программы или же проекты партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Кстати говоря, благодаря настойчивости главы администрации района областной бюджет выделял нам дополнительные средства на софинансирование строительства новой школы в Выборге и пристройки к школе в пос. Рошино.
И вторая задача, вытекающая из этого. Нам следует очень тщательно проанализировать эффективность расходов местного бюджета. Взять к примеру реформирование муниципальных учреждений – это не просто смена вывески, замена одного названия на другое. Это новая, эффективная организация их деятельности по предоставлению муниципальных услуг. В том числе, и мониторинг необходимости и полезности для населения таких услуг, оказываемых муниципальными учреждениями.
Третье, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Даже поверхностный анализ показывает, что экономический потенциал и, соответственно, возможности социально-экономического развития всего муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в силу своего геополитического положения и инвестиционной привлекательности достаточно широки. Однако нам приходится работать в ситуации, когда местное самоуправление не может использовать в полной мере свой потенциал. Например, в бюджетную систему РФ из МО «Выборгский район» поступило в 2010 году 7 миллиардов 828,4 миллиона рублей налоговых и других обязательных платежей. Из них почти 25% - поступили в федеральный бюджет, более 75% - в консолидированный областной бюджет и в том числе, почти 17,5% - в местный. Или всего лишь 1 миллиард 366,9 миллионов рублей. Таково, к сожалению, наше федеральное законодательство, практически лишающее муниципальное образование крепкой экономической базы.
В этих условиях органы местного самоуправления муниципального района и муниципальных образований городских и сельских поселений в его составе вынуждены работать исходя из реальных возможностей, которые, к сожалению далеки от теоретических предпосылок законодательства о местном самоуправлении.
Главное наше достижение, с учетом вышеназванных причин – на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области органам местного самоуправления удалось сохранить социальную стабильность, избежать возможного в таких условиях роста социальной напряженности. Все это стало возможным благодаря скоординированным и консолидированным действиям руководства района, наших представительных органов и администрации. Причем, речь идет не только о районном звене, но и руководителях органов местного самоуправления всех наших 13-ти городских и сельских поселений района. Следует признать также, что наши усилия по развитию территории находили поддержку губернатора области В.П.Сердюкова.
Говоря о координации действий руководителей органов местного самоуправления и консолидации наших усилий на решение вопросов местного значения я имею в виду прогнозы развития, планы и программы действий не для отдельно взятого поселения, того или иного муниципального образования, а в целом для района.
Кроме того, в силу сложившейся практики нашей работы, когда глава муниципального образования административного центра района одновременно является главой всего муниципального района, что на мой взгляд правильно и практично, я не могу действовать исключительно в интересах того или иного муниципального образования без учета стратегии развития всего района. Вот почему исполнение полномочий главы муниципального образования «Город Выборг» в моей практической работе неразрывно связано с исполнением полномочий высшего должностного лица муниципального образования «Выборгский район».
Исходя из этого, должен сразу же подчеркнуть – в своей практической работе, каждый из руководителей местного самоуправления района, самостоятелен в реализации планов и задач, без излишней опеки, назойливого контроля и вмешательства в текущую деятельность. Считаю, что именно такой подход, исключающий дележ «портфелей» и «перетягивание одеяла», позволят добиваться наиболее эффективных результатов в решении вопросов местного значения и исполнении переданных нам государственных полномочий.
В 2010 году проведено 11 заседаний совета депутатов муниципального образования «Выборгский район»».Соответственно, перед каждым заседанием постоянные комиссии совета депутатов рассматривали проекты подготовленных нормативных актов. В результате такой предварительной работы на заседаниях приняты решения по различным вопросам местного значения. Всего в истекшем году принято 67 таких решений представительного органа местного самоуправления. Должен сразу же отметить качественную и своевременную подготовку материалов для рассмотрения советом депутатов, которые представлялись администрацией       муниципального образования. Но, к сожалению, далеко не всеми структурными подразделениями.
Анализируя принятые решения совета депутатов по решению вопросов местного значения, следует отметить, что некоторые важнейшие из них выпали из поля зрения представительного органа. Среди них такие, как:
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами учреждений культуры;
 И некоторые другие вопросы местного значения.
Это вовсе не значит, что данные вопросы остаются без внимания органов местного самоуправления. Однако, на мой взгляд, проблематика этих и других вопросов местного значения требует постоянного контроля совета депутатов за их реализацией. Здесь необходимо улучшить планирование нашей работы. А также наличие инициативы самих депутатов в рассмотрении тех или иных вопросов в порядке контроля за деятельностью администрации. Должен сказать, что в вопросе улучшения планирования работы представительного органа нами уже сделаны определенные шаги по совету депутатов МО «Выборгский район», где обозначено стремление к комплексному планированию работы на основе анализа проблематики вопросов.
Еще одной, значимой проблемой остается внедрение форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Одной из таких форм, как известно, являются публичные слушания. Которые проводятся представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. За прошедший год мною было назначено в муниципальном образовании «Выборгский район» 15 публичных слушаний. Казалось бы, форма и процедура публичных слушаний соблюдены. Однако, как говорится, «осадок остается». Прежде всего, по контингенту тех, кто ходит на эти обязательные публичные слушания. Рядовых граждан, особенно молодежи из студенческой среды там можно увидеть крайне редко. И потом удивительно видеть в интернете размышления некоторые наших «продвинутых» блоггеров, например, о бюджете или других проектах, которые в свободной дискуссии можно было обсуждать на публичных слушаниях. Скорее всего такая ситуация свидетельствует о низкой пока еще политической культуре граждан, которые не готовы воспользоваться предоставленными демократическими процедурами участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Кстати говоря, за последний год сделано немало для реализации одного из главных принципов нашей работы - информационной открытости. Приняты соответствующие нормативные акты. Работавшие до начала нынешнего года официальные интернет-сайты администрации района и совета депутатов объединены в один официальный портал МО «Выборгский район». В соответствии с требованиями законодательства здесь размещаются официальные материалы, включая и проекты нормативных актов, поступивших для рассмотрения представительным органом. К сожалению, работа по наполнению нового портала полной и обязательной информацией затянулась, причем без объективных причин и трудностей для некоторых структурных подразделений администрации.
Принцип информационной открытости реализуется в проведении регулярных личных приемов граждан. Еще один направлением этой работы является организация различного рода встреч с населением. Такие встречи были проведены с участием губернатора Ленинградской области В.П.Сердюкова, прокурора Ленинградской области С.И.Литвиненко. Кстати говоря, в помещении совета депутатов находится общественная приемная прокурора области, а у граждан есть возможность напрямую обратиться к нему с жалобой в письменном виде, для чего установлен специальная почтовая тумба.
Думаю, что для реализации в полном объеме демократических форм привлечения населения к участию в местном самоуправлении у нас есть еще немало способов совершенствования работы в этом направлении. Достаточно привести пример с организацией питания школьников, когда без совета с родительской общественностью, без участия руководителей образовательных учреждений волевым решением был совершен перевод на новую технологию горячего питания детей. В результате мы получили социальное недовольство и критические стрелы в свой адрес. И только благодаря вмешательству депутатов ситуацию начинает исправляться. Этот пример – лишнее свидетельство того, что общественно значимые действия должны быть изначально продуманы, публично объявлены для обсуждения, по-крайней мере, вместе с депутатами. А иногда, как в этом случае, их необходимо реализовывать в виде небольшого пилотного проекта.
В прошедшем году нам удалось внедрить в практику работу целый ряд новшеств. Так с августа по всей территории МО «Выборгский район» стал проводиться еженедельный мониторинг цен на основные продукты питания, которым были охвачены 33 магазина в 25 населенных пунктах района. По первым результатам мониторинга были выявлены определенные тенденции и существенная разность цен на отдельные виды товаров. Это дало повод провести депутатские слушания. Такая форма предполагает анализ ситуации по сферам или направлениям наших полномочий и выработку рекомендаций для принятия дальнейших решений.
             Хочу особо подчеркнуть также – наши взаимоотношения с предпринимателями и бизнесом строились и будут сроиться в дальнейшем на принципах партнерских отношений, поскольку и мы и они работают с населением и осуществляют свою деятельность на одной территории. От нашего сотрудничества зависит не только доверием к местным властям или доходность бизнеса, но и стабильность на нашей территории. Я подразумеваю под этим не только экономическую, но и социальную стабильность.
И еще хотелось бы обратить внимание на следующий аспект в этой связи.Органам местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли дано право «принимать меры экономического стимулирования по размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры».Об этомуказывается в 17-й статье закона «О государственном регулировании торговой деятельности». Повторю то, что говорил на депутатских слушаниях - может быть целесообразно принять муниципальную целевую программу развития торговли, в которой бы учитывались социально-экономические особенности нашей территории и региона в целом. К сожалению, ответа наших специалистов в сфере потребительского рынка мы до настоящего времени не получили, хотя такие поручения им были даны еще в начале октября.
В практике работы совета депутатов МО «Город Выборг» давно апробирована такая форма работы, как законодательная инициатива. Эту форму мы стали применять и в работе совета депутатов района.
Решением совета депутатов МО «Выборгский район» № 71 от 19.10.2010 г. в Законодательное собрание Ленинградской области направлена законодательной инициатива «О внесении изменения в статью 1 областного закона «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области». Тем самым мы расширяли перечень категорий граждан за счет предоставления такого права врачам и учителям. Принятию этого решения предшествовало предварительно обсуждение этой инициативы с губернатором области и анализ ситуации с кадровым обеспечением социальной сферы в целом по области.
Думаю, что такую форму работы представительного органа следует расширять и активнее включаться в процесс не только нормотворчества, но и законотворчества.
Как я уже подчеркивал, сферы влияния главы муниципального образования и главы администрации разделены таким образом, что финансы, экономика и все связанные с ней вопросы и другие хозяйственные проблемы находятся в зоне ответственности главы администрации. Глава муниципального образования, не вмешиваясь в эту зону, контролирует решение этих проблем и в зоне его ответственности находятся общественные отношения и все, связанные с этим сферы.
Одной из острых проблем, причем, не только для других городских и сельских поселений, но и в целом для муниципального района остается проблема кадров. И в сфере муниципального управления и в социальной сфере. Старение кадров, сокращение штатной численности муниципальных служащих, дефицит кадров специалистов в здравоохранении и образования – все это требует от нас определенных шагов по решению этой острой и непростой проблемы. В этом направлении начата планомерная работа, включающая подготовку резерва на замещение должностей муниципальной службы, обучения глав муниципальных образований городских и сельских поселений на постоянно действующем семинаре.
Это и уже названная законодательная инициатива совета депутатов района по предоставлению бесплатных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для врачей, учителей и специалистов этих отраслей. 
Прошедший год был особенным. Подготовка к юбилейным празднованиям победы в Великой Отечественной войне, торжества непосредственно в День Победы стали ярким подтверждением тому, что при четко организованном руководстве концентрация всех ресурсов и возможностей могут дать результат с самой высокой оценкой. Именно такой подход должен быть ориентиром в повседневной работе органов местного самоуправления, руководителей, отвечающих за различные направления. В этом случае и вовлеченность общественности в полезное для города или района действие или событие становится активной и широкой.
В нынешнем году нам предстоит решить целый ряд серьезных задач, напрямую связанных с главной и многогранной целью – повышение благосостояния наших граждан, сохранение социальной стабильности и динамичное развитие региона.
Прежде всего, реализация имеющихся экономических возможностей и расширение потенциала территории в целом и составляющих ее муниципальных образований. Необходимо решать комплекс вопросов, связанных с так называемым депрессивными местностями. К сожалению, они у нас имеются и необходимо принимать решения о перспективах их развития или их существования в нынешнем виде.
Совершенно очевидно, что реформирование ЖКХ и вытекающие отсюда последствия требуют усиленного внимания депутатского корпуса как наиболее острые для населения. Не только тогда, когда заходит речь об установлении платы за коммунальные услуги и жилищные платежи. Это, прежде всего, контроль за реализацией муниципальных программ энергосбережения, создание условий для формирования и деятельности ТСЖ и других форм управления многоквартирными домами, другие вопросы этой непростой сферы. Которые должны быть постоянно в центре внимания представительного органа. Должен сказать, что и глава муниципального образования, и глава администрации и депутаты вовлечены, что называется «с головой» в эту проблематику, и, тем не менее, острота проблемы и ее восприятие населением требуют от нас повышенного внимания.
Нельзя оставаться безучастными и в связи с еще одной обострившейся проблемой, которая нас, вроде как особо не должна волновать. И все же, вопрос взаимоотношений власти и общественных объединений граждан, вопросы межнациональных и межконфессиальных отношений, миграционные процессы не могут оставаться бесконтрольными бесконечно долго.В настоящее время на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области зарегистрировано 207 общественных объединений, в том числе: 47 религиозных, 72 общественных; 7 национально-культурных и 81 профсоюзная организация. Кроме того, на территории муниципального образования осуществляют деятельность 8 общественных организаций, 29 религиозных групп без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Необходимо осознать, что диалог власти и наиболее активной части населения не может быть построен на проведении исключительно парадных отчетов. Реакция руководителей органов местного самоуправления на проявление недовольства отдельными группами населения должна строиться на принципах конструктивного диалога с любой аудиторией, социальной или возрастной группой. Анализ ситуации и принятие управленческого решения требуют неформального подхода конкретного должностного лица. В противном случае для исправления ситуации приходится привлекать дополнительные силы и возможности, включая личное участие в уменьшении последствий конфликта высших должностных лиц местного самоуправления. Следует также учитывать и реалии общественных отношений при развивающихся интернет коммуникациях.
Нам предстоит также начать процесс реформирования существующей раздельной системы исполнения полномочий местных администраций муниципального образования «Город Выборг» как административного центра района и администрации МО «Выборгский район». Процесс этот на данном этапе связан с внесением соответствующих изменений в уставы городского поселения и муниципального района. Который, в свою очередь, требует очень тщательной подготовительной работы, обсуждения вносимых изменений, проведения публичных слушаний и других необходимых процедур. Опыт такой работы у нас имеется и, думаю, специалисты вместе с представителями депутатского корпуса, которым будет поручено это ответственное дело, сделают это профессионально и качественно.
И, наконец, всем нам предстоит активно включиться в процесс организации подготовки к предстоящих выборам в Государственную Думу Федерального собрания РФ и в Законодательное собрание Ленинградской области.
В завершение своего отчета хочу поблагодарить главу администрации МО «Выборгский район» К.Н.Патраева, руководителей структурных подразделений администраций и их специалистов за совместную и плодотворную работу.
Выражаю также признательность депутатам совета депутатов за активное участие в исполнении тех полномочий, которые возложены на наш представительный орган.
Уверен, что совместными усилиями депутатского корпуса и администрации муниципального района мы успешно справимся с этими и другими задачами и будем работать, как и прежде, в интересах населения всего Выборгского района.
Наверх