Финский период

 

Певческое поле summary

 

   

 

Певческое поле построено в начале 1930 годов в Выборге, находившемся тогда в составе суверенного государства Финляндия.

 

В городе тех лет этот редкий архитектурный памятник называли Летний или Зеленый театр, по-фински Laulukentta Певческое поле, либо Летний театр в Хави. Так назывался юго-восточный район города. Сейчас это место ограничено с двух сторон Крепостной улицей и Каменным переулком. После июня 1944 года (до 2010 года) этот архитектурный памятник пот первоначальному назначению не использовался.

 

Летний театр в Хави построен по проекту архитектора Уно Ульберг (1879-1944). Он родился в Выборге, здесь получил среднее образование. Еще ребенком, играя в средневековых крепостях, впитал в себя романтику старинного северного города. Он в 1903 году окончил финское политехническое училище и получил диплом архитектора. Таким образом, к 1930 годам У. Ульберг пользовался известностью как зрелый талантливый мастер. Он работал в сменявших со временем друг друга архитектурных стилях: модерне, неоклассике, функционализме…. Однако во всех его проектах прослеживается верность испытанным веками образцам античных зодчих. Вполне естественно, что здание на проектирование такого необычного объекта поступило именно ему.

 

Необходимо отметить, что финский архитектор исключительно корректно обошелся с памятником русской фортификации 19 века – Восточно-Выборгскими укреплениями. Один  из участков военных сооружений – редут «Б» - и был приспособлен зодчим под Певческое поле. Ульберг снес часть оборонительного вала, возвел гранитную подпорную стенку, сделала ступени, партер для зрителей с деревянными скамьями.

 

Музыкальная жизнь Выборга была очень богата, и пение было особо популярным занятием  – город в те годы называли «столицей поющей Карелии» Музыкальная культура в городе имела самое широкое распространение. С приездом в Выборг в середине прошлого века выпускника Лейпцигской консерватории Ричарда Фальтина, в городе было реорганизовано музыкально и вокальное образование. Позже появились и успешно концертировали до семидесяти хоровых коллективов. Большой вклад в музыкальную жизнь Выборга внес Эмиль Сивори (1864-1922), композитор, педагог, органист-исполнитель, собиратель народной музыки Карелии и организатор массовых хоровых фольклорных фестивалей.

 

Для проведения певческих праздников с большим количеством исполнителей и театральных представлений в 1913 году в Выборге на горе Папула построили первый Летний театр. Вначале здесь проходили выступления любителей. В последующие годы ставились пьесы известного финского поэта и драматурга Эйно Лейно.

 

Значительная удаленность горы Папула от города стала причиной перенесения театральных спектаклей и других массовых зрелищных мероприятий на нынешнюю Комендантскую гору. Тогда ее называли «Гора развлечений». Выборжцы привыкли к этому месту встреч с искусством, что и породило идею городских властей построить здесь Летний театр.

 

Теоретической основой проект Певческого поля У. Ульбергу послужил классический древнегреческий театр. Он строился всегда в виде амфитеатра. Центральная часть внизу служила сценической площадкой для оркестра. От нее концентрическими ступенями, образуя в плане окружность или ее часть, либо эллипс, поднимались мраморные скамьи для зрителей (театроны). Древние греки и римляне строили такие театры в живописной местности с видами на горы и простор моря, умело используя естественные холмы. Важными достоинствами подобных сооружений становилось единение  с природой и замечательная акустика. Если рвать газетную бумагу в центре сцены, то, звук, усиленный подобно рупору «Раструбом» трибун зрительских мест, хорошо слышен на самых верхних ступенях.

 

Оценивая Певческое поле в Выборге с научно-исторических и архитектурно-художественных позиций, следует отметить его уникальность на территории России. Талант Ульберга проявился здесь во всей его многогранности, в подлинно профессиональных решениях, как в инженерных, так и в архитектурных аспектах. По сохранившимся фотографиям можно судить, что технические средства усиления звука здесь применялись редко и только для одного ведущего. Хорошая акустика обеспечивалась только архитектурными средствами. Слышимость исполнителей на сцене была достаточной до последнего ряда зрительских мест.

 

В мае 1935  года организация песни «Суласол» устроила в Выборге большой песенный праздник в честь 100-летия “Калевалы”. Праздник привлек тысячи зрителей и гостей, в том числе в летний театр. На Певческом поле выступил, один из известнейших выборгских хоров «Виипурин Лаулувейкот («Выборгские песенные братья»), который продолжает свою деятельность сегодня в Хельсинки.

    

 

Наверх

Ссылки

Твиттер
Контакт
Инфо центр

Партнеры

Фонд "Будущее Выборга"
Сбербанк